Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
Шрифт с засечками: Вкл Выкл
Сброс ×


Позвоните нам +7 (4822) 43-34-41

Алимова Ирина Наильевна: «Работа над звукообразованием в вокале»

Введение:

Вокал — это искусство, это сфера, требующая тончайшего инструмента для воплощения творческих задач. Для вокалиста — этим инструментом является его тело и голос, которые должны в результате огромной работы стать совершенными и выразительными. Очень важно тренировать свой рабочий аппарат, чтобы держать его в «боевой готовности». Вы, наверное, знаете, как часто хирурги упражняются в игре на различных музыкальных инструментах, чтобы их руки, пальцы не теряли беглости, ловкости, пластичности. Такой же тренинг необходим и голосовому аппарату, поэтому так важно знать, какие упражнения укрепляют и совершенствуют этот тонкий инструмент.

Формирование звукообразования:

Звукообразующий аппарат составляют гортань и голосовые связки.

— В звукоусиливающий аппарат входят: грудной резонатор (трахея, бронхи) и головной резонатор (глотка, полости рта, носа и головы).

— Звуковыводящий (артикуляционный) аппарат составляют: нижняя челюсть, рот, губы, щеки и язык.

Педагог должен проводить занятия активно и сосредоточенно, непременно анализируя каждый этап обучения, заострять внимание ученика даже на небольших удачах, закреплять навыки правильного пения и, конечно же, исправлять ошибки, добиваясь от ребенка осознанного выполнения требований.

Для правильной работы голосового аппарата очень важно соблюдение следующих правил певческой установки:

— постоянно контролировать и поддерживать твердую опору на обе ноги,

— ощущать внешнюю и внутреннюю подтянутость,

— поддерживать хороший тонус организма.

Формирование звукообразования.

(Фонация, от греч — звук) — извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата.

Обязательные качества атаки звука:

  1. Мышечная свобода;
  2. Точное интонирование в начале фонации;
  3. Связь с характером певческого звука и поэтического слова.

Различают также приемы снятия звука:

  1. Твердое снятие звука — звук как бы «срезан» в момент мгновенного переключения из одного плана в другой, из «форте» к «пиано»;
  2. Звук снят мягко при уменьшении звучности;
  3. Окончание может быть и придыхательным: «ох», «ах». Чрезвычайно важен эмоциональный настрой. Эмоции удивления активизируют мягкое небо и близкую вокальную позицию.

Певческий тон органично вплетается в исполнительский процесс и творческие задачи. Он может быть углубленным, полетным, легким, созерцательным и т. д. Понятие певческого тона складывается из качества звука, который рождается при зевке или в полузевке с низким положением гортани и при эластичной работе зоны мягкого неба и с открытым звуковым каналом. Выявить певческий тон можно, подражая стону с закрытым ртом больного или спящего человека. Направив, таким образом, звук в «маску», нужно открыть рот и продолжать стонать или мычать. При этом прежний стон превращается в звук, свободно выходящий наружу. Задача — найти темброво-тональный стержень рождающегося звука. Научиться мыслить правильно о качестве образовавшегося звука, который должен вобрать в себя всю его характеристику. К ней относится: сочность, звучность, «полетность», объем, плотность, сила, наличие тембровой устойчивости, мягкая атака, легкость, светлость. У певческого тона нет преград к диапазоновому ограничению, ему присущи сглаженные регистровые зоны.

Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, начинающий успевал следить за legato дыхания и качеством звука.

Непрерывность и ровность красивого звучания голоса — основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность звука Совершенствованием стабильности и скоординированности процессов дыхания и атаки звука.

Кантилена — умение плавно переходить от одной ноты к другой, без толчков, без перерывов в дыхании. Для начальной работы над legato и кантиленой надо брать простые упражнения и произведения, напевные в спокойном темпе.

Результат хорошей вокальной «школы» — это когда мышечный автоматизм в пении проходит через слуховой «контроль» поющего. Надо с самых первых упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать.

Вокальные упражнения. Подготовка ощущений певческого аппарата к процессу фонации:

Пение закрытым ртом, при этом опускается нижняя челюсть, смыкаются губы и делаем их «поющими», далее поем на предлагаемые слоги. Данное упражнение используется в движении на полтона вверх, затем вниз или находясь на одном и том же звуке.

Проследить:

1) Зубы разомкнуты, нижняя челюсть глубокая;

2) Губы в состоянии щекотливости;

3) Распевание начинать на примарных звуках, ориентируясь на диапазон ученика.

Педагогическая цель:

1) Подготовить связки к «работе» на натуральном, естественном певческом тоне;

2) Закрепить процесс фонации на примарном тоне;

3) Выстроить интонационный слух;

4) Закрепить положение «зевка» в звукообразовании («зевок» — движение мышц гортани под корнем языка).

5) Подключить резонаторы и закрепить всю систему певческого дыхания.

Упражнение помогает ощутить головное резонирование.

Проследить:

1) Использование твердой атаки;

2) Сохранение высокой певческой позиции

Педагогическая цель:

1) Упражнение помогает переносить высокое звучание на всепоследующие звуки;

2) Способствует выравнивать голос;

3) Воспитывать навыки смешивания регистров: головного и грудного.

Система упражнений на staccato.

Проследить:

1) за процессом певческого дыхания и движением диафрагмы на касание каждого звука; можно подключить и проконтролировать все типы певческого дыхания;

2) упражнение исполняется на одном дыхании или на придыхательном качании, двигаясь по полтона вверх от «до» первой октавы до «до» второй октавы или «си» первой, а далее вниз до «до» первой октавы. Начинать спримарного тона;

3) действуют «средняя» и «верхняя» точки зевка.

Педагогическая цель:

1) выстроить певческий тон;

2) определить для певческого тона место фокуса: «нижнее» (в маске), среднее» (под зевком), «верхнее» (под куполом неба на внутренней улыбке); 3) отшлифовать певческий тон в звуковом канале, открывая головной резонатор.

Система упражнений на legato для выравнивания регистров.

Проследить:

1) за сохранностью ровной вокальной линии. Один звук как бы«переливается» в другой или «вытекает» из другого. Инструментальная вокализация с ощущением «длинного смычка»;

2) за сохранностью звука одной силы близкого формирования;

3) за настройкой первого тона и сохранения его на протяжении всего упражнения;

4) за закреплением наработанных ощущений.

Упражнение петь от «до» первой октавы вверх до «до» второй октавы в зависимости от подготовленности голосов и далее вниз.

Педагогическая цель.

1) развитие кантилены (плавного звуковедения);

2) разделение дыхания на певческую фразу;

3) свобода и полнота звучания.

Система октавных упражнений.

Использовать:

1) мажорные и минорные гаммы;

2) широкие арпеджио больше октавы;

3) петь разными штрихами (legato, staccato, marcato);

4) начинать упражнения исполнять, с «ля» малой октавы, заканчивать«ми» второй октавы;

5) все упражнения исполнять, используя тональности в хроматическом порядке. Проследить:

1) за неразрывностью вокальной линии (точно распределять певческое дыхание);

2) за сохранностью звучности верхнего тона при движении вниз.

Педагогическая цель:

1) развитие диапазона голоса;

2) сглаживание регистров, выравнивание голоса на всем диапазоне;

3) распределение дыхания;

4)использование гамм.

б. Упражнения на технику голоса: подвижность легкость и гибкость.

Выполнять:

1) петь с продвижением в тональности по полтона, соответственно

диапазона;

2) петь как legato, так и на staccato;

3) начинать петь в медленном темпе и ускорять по мере отработанного

исполнения;

4) петь с названием нот и на гласный звук.

Педагогическая цель:

1) сглаживание звуков в вокальной линии;

2) яркое звучание всех нот;

3) сглаженные переходы в разные регистры.

В старших классах целесообразно использовать упражнения с превышением октавы и со скачками в октаву.

На развитие гармонического слуха.

Выполнять:

1) воспитывать тяготение к данной природе звучания, чтобы

исполнительство вызывало эстетическое наслаждение;

2) к двухголосию подводить постепенно, чтобы внутренне не отпугнуть, а напротив, достигнутую задачу закрепить эмоционально;

Педагогическая цель:

1) научить вслушиваться в свой голос на фоне других голосов;

2) учиться сливать свой голос в общий унисон гармонического звучания. Удерживать свою партию;

3) воспитывать чувство ансамбля;

4) подчинять свой голос общей гармонической фактуре аккомпанемента. Целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Навыки артикуляция и певческое дыхание непосредственно частвуют в звукообразовании и обеспечивают качество дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и пр. Как основа правильного звукообразования используется «мягкая атака». В вокальной, педагогической практике используется «мягкая» и «твердая» атаки. Придыхательной атакой пользуются в исключительных случаях. Применение этого или иного вида атаки определяется индивидуальными особенностями учащегося. Если вялая подача звука и даже придыхательная атака, то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых связок пользоваться более твердой атакой. И наоборот, если наблюдается жесткая подача звука (не смыкание голосовых связок) и «горление» (горловой призвук звучания), то полезно сначала применять наиболее мягкую атаку, граничащую с придыхательной (применять очень осторожно, чтобы не вызвать «подъездов» к звукам). Когда активизируются мышцы глотки, зева, мягкого неба, разжимаются челюсти, освобождается язык, опускается гортань, в вокальной литературе это называется «певческим зевком», «вокальным зевком», «полузевком». Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование.

Заключение:

В процессе обучения пению происходит постепенно накопление опыта эмоционально-волевых отношений учащихся к миру, друг к другу, к учителю, слушателям к самому предмету. Его положительная направленность является условием усвоения знаний и навыков. Практика в работе с голосом определяется в основном подбором певческих упражнений с различными задачами формирования того или иного навыка. Правильно подобранные упражнения в индивидуальном порядке положительно сказываются на развитии информировании голоса как музыкального инструмента. Обучение эстрадному пению детей является мощным средством воспитания и развития ребенка. Пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительному отношению к процессу занятия вокалом. Занятие эстрадным пением на подготовительной и младшей ступенях помогают развитию образного мышления детей, слуховое восприятие учит концентрировать внимание. И все же главный эстетический принцип — слияние технической и художественной стороны вокального процесса. Кропотливая работа над звуком, его свободой, над точным воспроизведением всей конструкции музыкальной фразы с выявлением музыкальной сути и значимости — неотъемлемая часть педагогической направленности.

Список методической литературы.

  1. Стулова Г.Т. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [текст]/ Г.Т.Стулова.- М.: Прометей, 1992г.
  2. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирование певческого голоса [текст]/ В.В.Емельянов.- Новосибирск: Наука, 1991г.
  3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства [текст]/ Н.Б Гонтаренко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007г.
  4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики [текст]/ Л. Б. Дмитриев. — М.: Музыка, 2000г.
  5. Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе [текст]

Методическая работа на тему: «Работа над звукообразованием в вокале» 
28 декабря 2020 Методические разработки 0    26 0